Василий Громыко: "В Омске был настоящий бум борьбы!"

Греко-римская борьба для Омска - вид единоборств статусный и имеет давние славные традиции. Седьмой год в нашем городе проводится Открытый чемпионат СибГУФК по греко-римской борьбе, посвященный памяти заслуженного тренера России Юрия Александровича Крикухи, более 30 лет проработавшего в Омском институте физкультуры.

Омская греко-римская борьба очень тесно связана с институтом физкультуры - именно с его открытия в 1950 году в городе началось мощное развитие классической борьбы в нашем регионе.

Корреспонденту biletomsk.ru удалось побеседовать с одним из корифеев омской школы греко-римской борьбы - заслуженным тренером СССР Василием Викторовичем Громыко, который в настоящий момент является президентом Московской Академии физической культуры в Малаховке, а с 1972 по 1981 годы был ректором Омского института физкультуры. Рассказ Василия Викторовича о том далеком времени получился живым и ярким.

Омский институт физкультуры

Мы стояли у самых истоков создания Омского института физической культуры, он был создан в 1950 году. Я в нем оказался в 1951 году. И многие, кто в дальнейшем продвигали и развивали борьбу, как раз были из первых поколений студентов.

На наше счастье, в это же время в институт физкультуры поступили алтайские спортсмены, среди них - Юрий Сапожников, он был перворазрядник в то время, уже на юношеских соревнованиях имел высокие результаты. Собственно, он-то и является основателем омской борьбы.

В Омске в то время борьба, можно сказать, вообще не была развита. Хотя сейчас я нашел источник один, что в 1947 году в Омске проходили юношеские зональные соревнования, где победили спортсмены из Алтая.

Кстати, и омская школа пошла из Алтая, и является смесью с рижской школой. Я имею в виду тех людей, которые эти школы здесь развивали, и на базе которых создавалась омская школа борьбы.  

Почему смесь школ Алтая и Риги? Дело в том, что в Риге я начал заниматься борьбой у тренера Пирса, был призером города Риги и Латвийской республики, имел первый разряд, который тогда считался вершиной мастерства.

Но основой основ является алтайская или барнаульская школа тренера Дмитрия Маторина. Сам по себе Маторин интересный человек, он из Питера, был в свое время осужден, оказался на Алтае, где было определено его место жительства, и начал там развивать борьбу. Первые его ученики поступили в Омский институт физкультуры, когда открылся, и прежде всего - Юрий Сапожников.

Сапожников, еще будучи юношей, взял на себя смелость и организовал секцию борьбы в омском речном училище, как раз куда я был переведен. Я быстро влился в общую команду, которую готовил Юрий Яковлевич. Все курсанты училища, которые занимались у Юрия Яковлевича, тренировочный процесс проходили в институте, вместе со студентами, потому что был необходим спарринг. Таким образом росли и студенты, и курсанты.

Первыми преподавателями института стали выпускники речного училища из той группы, которую Сапожников тренировал - это и Кудинов, и Воленков, и Ларионов, и Кукарцев, и Меркурьев, и алтаец Ильиных. Ими была подготовлена целая плеяда спортсменов. Ну, а сейчас уже их ученики готовят следующее поколение.

Омский институт физкультуры, по сравнению с другими 14 вузами физической культуры в России, уникален тем, что абсолютное большинство спортсменов высокой квалификации, выросли в институте - непосредственно и учились, и тренировались у преподавателей. Студенты и спортсмены были в одном лице, они здесь тренировались, повышали свое спортивное мастерство и здесь же набирались опыта для тренерской работы, под руководством преподавателей института и на базе института.

В Омске условия уникальные создавались, все были завязаны с институтом напрямую. Училище олимпийского резерва есть. Смену можно готовить: ребята заканчивают училище, идут в институт, эти же преподаватели их доводят дальше. То есть, система сама работает, школа-то остается вузовская.

Не совсем, на мой взгляд, правомерно считать представителем школы, омской ли, московской ли, того спортсмена, который просто закончил институт физической культуры, и стал поэтому олимпийским чемпионом или чемпионом мира. Да, они получили профессиональное образование, теоретически их подготовили, это помогло и в спорте, и в дальнейшей тренерской работе, но считать, что это представители данной школы, не совсем правомерно. В Омске, насколько я знаю, до сих пор весь спорт завязан на студентах, или на преподавателях, или на выпускниках Омского института физкультуры. Поэтому школы и по художественной гимнастике, и по велоспорту, и по борьбе - их можно называть омской школой института физкультуры.

Борьба в цирке!

Первое время мы даже не проводили первенство города, а проводили только первенство ДСО Водник, где боролись в основном курсанты речного училища, которые тренировались сначала у Сапожникова, а потом у меня.

Так вот, проводили эти соревнования в цирке. Тогда вообще ходить некуда было, а соревнования проводились редко. Концертные программы проходили в одном зале, шоу различных не было, поэтому любое мероприятие в Омске было праздником. Вот одним из таких праздников были соревнования по борьбе... Одно речное училище - и полный забитый цирк!

Обязательно три-четыре раза в год приезжали профессиональные борцы в цирк. Ясно, что борьба "туфтовая" была - для пропаганды.

Получалось так, что третьим отделением в цирке была борьба. Если на первых двух отделениях цирк был полупустой, то на третье отделение он был забит до отказа, и не все желающие туда попадали. Потому что это был спектакль! Вынуждены были динамики выносить на улицу, там сотни людей собирались и слушали репортаж с арены.

А дальше, когда ребята вышли на всесоюзную и международную арену, тогда был настоящий бум борьбы. В Омске каждое спортивное общество имело обязательно отделение спортшколы и там борьба была.

Потом на селе началось развитие, сельские игры стали проводить, обязательно борьба была. Абсолютно в каждом районе Омской области были секции борьбы.

Кстати, из села многие ребята вышли, тот же Кисельников, который стал заслуженным тренером СССР и воспитал целую плеяду в институте (тренер бронзового призера Олимпиады-1988 Владимира Попова, прим. автора). Из Любинского района ребята поступали, на молокозаводе секция была, Антонов вел, его и к подготовке сборной команды СССР привлекали.

Проблем не было в мое время. Поступали не только из Омска и Омской области - со всего Советского Союза ехали в омский институт учиться, потому что знали, что и тренерами выйдут, и как минимум мастерами спорта. Группу набирали где-то 25 человек, потому и поединков было много, и работало на кафедре 4-5 преподавателей.

В 70-е годы в Омске четыре раза проводились чемпионаты СССР, в разных местах - и в цирке, и во дворце нефтяников прямо на сцене, и в зале "Динамо". Турниры Карелина проводили во дворце спорта. С 1962 года Приз Сапожникова каждый год стал проводиться.

Хотели в Омске построить большой комплекс борцовский на проспекте Мира, 1. Сделали переход, брошенный непосредственно во дворец борьбы. Но я уехал и всё похоронили...

Там внизу поле огромное было для футбола по-борцовски и раздевалки там были построены. Приезжал, посмотрел - ничего нет. От этого павильона борцам остался один зальчик, просто тренировочный зал. А основной был рассчитан на 2,5 тысячи зрителей, с амфитеатром, посредине с коврами. Его во вторую очередь должны были построить. Но не судьба была... К сожалению, как раньше, так и сейчас - делают что-то под кого-то.

"Неделя борьбы" в Омске

В Омске проводилась "Неделя борьбы", со всех спортивных школ ребята собирались. Выступать могли те, кто хорошо учился в школе, то есть они должны были предъявить дневник. В зависимости от возраста и уровня подготовленности, были свои программы.

Например, для самых маленьких. В обязательном порядке он подходит, дает дневник, главный судья смотрит и объявляет - молодец, хорошо учишься, столько-то баллов! Нужно было набрать определенную сумму баллов. Если тройки: может быть, тебе трудно совмещать борьбу с учебой? Давай подтягивай учебу, а после этого приходи! Здесь же все тренеры сидят...

Следующим этапом была демонстрация техники. В зависимости от программы и возраста определялись приемы, которыми должен владеть участник. Называли прием - он должен с партнером провести. Здесь же судьи сидят с указками. В стойке, как минимум, три распространенных приема, и в партере. На табло показывается - сколько баллов кто набрал.

Дальше его к столу подзывают и задают теоретический вопрос по программе, которую они должны были пройти в этом возрасте, он должен был на это ответить. В зависимости от того, сколько баллов он набрал - его допускают к схваткам или нет.

И тренеры, и родители всё это видели, обязательно из органов народного образования приходили. На другие виды спорта пытались это распространить, чтобы не только учить приемам, но и воспитывать - такая главная задача стояла.

Для старшего возраста строили по-другому программу. Борец вытаскивает билет, там программа приемов, которые он должен продемонстрировать. Допустим, бросок с прогибом, с захватом руки и туловища - он демонстрирует, набирает определенное количество баллов.

Дальше выходит спортсмен взрослый и проводит приемы какие-то. Он должен назвать правильно по классификации, потому что в борьбе около 500 приемов, защит и контр-приемов. И здесь же он должен его повторить.

Проводили викторины среди зрителей по истории борьбы, и награждали их. Точно так же и среди ребят старшей группы проводили конкурс. Мы старались тогда охватить все стороны подготовки - и воспитательные функции, и спортивные.

Турнир Сапожникова

Первые два дня "Недели борьбы" проводились соревнования среди учащихся, дальше проводился турнир Сапожникова - взрослые борцы боролись три дня.

Потом проводили встречу сборной команды Омской области со сборной командой Советского Союза, или в отдельных весовых категориях проводились встречи матчевые. Допустим, Игуменов с нашей стороны - там Вершинин, второй номер сборной команды СССР из московского ЦСКА. Это проводилось в цирке, афишировалось, преподносилось, что будет выступать двукратный чемпион мира Сапунов или чемпион СССР Вершинин.

Проводилось 5-6 поединков. Или один раз мы проводили в конце турнира "стенка на стенку" - с одной стороны сборная команда СССР, с другой стороны - сборная команда Омской области. Это действительно интересно было и говорило об уровне борьбы, что не просто ребята повозились и разошлись.

Приглашали обязательно главными судьями кого-то из самых знаменитых спортсменов и судей. На турниры Сапожникова приезжали главные тренеры сборной команды СССР - и Колесов, и Кожарский, отбирали ребят кандидатами в сборную команду - или в юниорскую, или в основной состав. Много ребят с этих турниров попадали в сборную команду СССР.

Тогда не было, как сейчас, десятков турниров по стране, а были 5-6 турниров, которые шли в зачет на выполнение норматива мастера спорта. На омском турнире памяти Сапожникова любому призеру (3 места) присваивалось звание мастера спорта, все ехали в Омск выполнять нормативы.

Видя, что омские борцы сильные, ребята валом валили в институт поступать. Ясно было - раз уж его взяли, мастером-то он будет.

Всегда у нас учились, а не мы у кого-то!

Я думаю, что после Олимпиады в Лондоне должно многое измениться, потому что пора уже подумать и о подготовке спортивных резервов. Прямо говоря, по той же борьбе, остались "рожки и ножки" от бывшей советской системы подготовки спортивных резервов.

Если тогда борьбой официально только в спортивных школах занималось более 100 тысяч детей, и в сборную команду на сборах набирали по 70 человек, сейчас картина совершенно другая. Особенно с введением платной системы подготовки. А мы говорим, что в борьбу идут ребята в основном из бедных и многодетных семей. Никогда не было, чтобы на борьбу шли дети обеспеченных родителей, потому что на борьбе надо потеть. Кстати, и в советские годы именно из многодетных семей шли в борьбу.

Сейчас требуют, чтобы родители платили не только за тренировки, но и за поездки на соревнования. Получается парадокс - тренируются одни, а едут на соревнования другие. Или ставят условие: мы твоего сына поставим, а ты должен еще заплатить за другого. Здесь вариантов много.

Спортивные школы имеют возможность направить ребят буквально на одно-два соревнования куда-то за пределы области, и то - лучших из лучших. А каждый уровень подготовленности спортсменов должен иметь определенный набор обязательных соревнований, контрольных и отборочных, для того чтобы получить достаточный опыт спортивный соревновательной деятельности.

Переходим мы сейчас в высшем образовании на двухуровневую подготовку - бакалавры, магистры. Правда, что это такое, мало кто знает. Судя по образовательным стандартам, получается, что бакалавр в основном должен будет заниматься массовым спортом, а якобы магистр - уже на более высоком уровне. Здесь разные трактовки абсолютно - кто говорит, что магистр должен иметь более высокий уровень подготовки. Но если мы сейчас будем готовить тренеров-бакалавров, которые будут работать только на уровне начальной подготовки спортсменов массового разряда, то кто дальше доводить будет? Что, мы будем из-за рубежа приглашать?

Всегда у нас учились, а не мы у кого-то! Кстати, в спортивных играх сейчас команды показывают результаты, потому что мы приглашаем из-за рубежа тренеров работать с клубными командами ведущими, и со сборными командами - уже дожили до того...

Прерывается уровень подготовки! Поэтому мы сейчас делаем программу, по которой обязательно студенты должны изучить всю пирамиду подготовки спортивных резервов - от самого основания, от отбора и до высших достижений. Думаю, что меня омская школа поддержит в этом.

Справка:

ГРОМЫКО Василий Викторович (9.04.1932) - выпускник Омского государственного института физической культуры (1958). Специалист в области теории и методики спортивной тренировки. Профессор (1992). Действительный член Академии гуманитарных наук (1996). Заслуженный работник физической культуры России (1992). Почетный мастер спорта СССР (1955). Заслуженный тренер СССР (1965). Подготовил таких известных спортсменов, как В.Игуменов - неоднократный чемпион мира, В.Кустов - призер чемпионата мира, А.Кармацких - чемпион СССР, призер чемпионата Европы, А.Кочнев - абсолютный чемпион СССР, призер чемпионата Европы и др. 

Омский институт физической культуры:
В 1945 году в Омске на базе средней школы № 66 был создан техникум физической культуры, который в 1950 году был преобразован в Омский государственный институт физической культуры (ОГИФК). В 1994 году ОГИФК переименован в Сибирскую государственную академию физической культуры (СибГАФК). В 2003 году СибГАФК переименована в Сибирский государственный университет физической культуры и спорта (СибГУФК).


Автор: Валентина Борохова.
Дата публикации: 22.11.2012
На фото: В.В. Громыко.

Источник: http://www.biletomsk.ru/articles/sport/1159_Vasiliy_Gromyiko_V_Omske_byil_nastoyaschiy_bum_borbyi/